Ткачество опоясков

Раньше пояса в одинаковой степени носили как женщины, так и мужчины. Пояс был обязательной деталью одежды. Уместно привести этнографические материалы начала XX в.: "Редко можно встретить среди крестьян..., чтобы кто-нибудь ходил без пояса". "Без пояса ходить грех", - говорил народ. Пояс являлся священным предметом, так как давался каждому при крещении. Недаром говорили: "Подпоясанного человека бес боится"

Обычный пояс отличался от праздничного меньшей длиной, скромной отделкой, отсутствием кистей. Пояс выступал в роли оберега. Это подтверждается тем, что он повязывался на самой уязвимой части тела- животе (живот - жизнь). В некоторых местностях его так и называли "подживотником". Отношение к этому предмету одежды было особое. Выражение "распоясаться" ведет свое происхождение из глубины веков. Уважающий себя человек не мог позволить себе ходить без пояса даже в избе, сесть за стол, не говоря о том, чтобы молиться. Женщины не снимали его даже на ночь. Он сопровождал человека от рождения до смерти.

Во всем комплексе костюма женщины пояс играл важную роль. Девушки часто использовали пояс для гаданий. Когда загадывали жениха, то клали под подушку новый шерстяной пояс (шерсть - символ богатства) со словами: "Пояс, пояс, покажи суженого поезд". Во время девичника девушка дарила жениху пояс, что охраняло его от злых наговоров. В родильном ритуале, чтобы облегчить роды, роженица распоясывалась. Поясом перепоясывали ребенка во время крещения, это был широкий пояс "свивальник". Деревенские ребята часто бегали в одних рубахах, но непременно в поясе. Поясами обменивались при братании. В погребальном ритуале пояс обеспечивал связь между миром живых и миром мертвых. Лошадь из уважения к покойнику до кладбища вели не за поводья, а за привязанный пояс, на поясе опускали в могилу.

Пояса умели ткать все женщины. Учить ткать пояса начинали с детства, а к замужеству в приданом у девушки могло насчитываться до десятка поясов, подобранных по рисунку и цвету к определенному костюму. В умении освоить технику и сложность узора, в творческом подходе к воспроизведению орнамента и колорита ценилось мастерство ткачихи. Качество изготовления поясов должно было быть безукоризненным. Ошибки "погибелки" не допускались. Здесь требовалась особая внимательность и острота зрения, терпение и трепетное отношение к любимому делу.

Изготовлению поясов придавали большое значение. Пояса выполнялись, в основном, из красных шерстяных ниток по отбеленному льну или хлопчатобумажной нитке. Иногда мастерица вводила в основу несколько нитей другого цвета, в основном, это 2-3 крайние нити и несколько центральных. Иногда могли заменить цвет фона.

Кисти на поясах делали пышные, разноцветные, иногда в несколько ярусов, которые порой заканчивались затейливыми переплетениями разноцветных ниток (розетками) с шариками и помпончиками. Широкие мужские кушаки и некоторые узкие пояски обычно не имели кистей.

Все это исключительно красочное богатство, бесконечное множество узоров создавалось руками крестьянских женщин на протяжении многих веков, бережно передавалось из поколения в поколение и дошло до наших дней практически в неизменном виде. Сегодня обрядовая функция и магическое значение пояса утрачено, но эстетический смысл сохранил этот вид народного искусства для человека.

Приглашаем посетить мастер-класс по ткачеству опоясков. Вы научитесь различным техникам: "На игле", "На вилке", "На бердышке", "На кружках", "На чурочке", а также вязанные крючком, тканные на ткацком станке и выполненные по узелковому принципу.

Мастер-классы проводятся по предварительной договоренности. Дату и время согласовываем по телефону.
Записаться на мастер-класс и задать интересующие вопросы можно по телефону: 8 983 118 26 57

Читать ещё