Полуторка - машина-солдат

 В 2016 году в музее-заповеднике «Старина Сибирская» появилась экспозиция ретро автомобилей, в настоящее время там экспонируется 41 экземпляр советского машиностроения середины 20 века, которая вызывает невероятный интерес у посетителей.

История отечественного автомобилестроения невозможна без представления в экспозиции легендарного грузовика ГАЗ -АА (Полуторка). Поэтому сотрудники музея-заповедника взялись за непростую задачу -  восстановить героическую «полуторку» - ГАЗ-АА.  Сегодня мы находимся на начальном этапе. В апреле 2022 года в городе Тара  музею удалось приобрести  детали от  легендарного советского автомобиля ГАЗ-АА ( раму колеса, мосты, переднюю рессору ,половину кабины ,двигатель, и коробку передач) у местного жителя Сергея Майбурова. В декабре 2022 года сотрудники музея отправились в поездку в город Курган, где купили кабину и составные ее части (крылья, крылья капота, рамку радиатора, крышу, двери). Чем старше машина - тем меньше на нее запчастей. Чем меньше запчастей - тем дороже каждая мелочь. Поиск некоторых запчастей и комплектующих может занимать от недели до бесконечности. К тому же, любую даже самую мелкую деталь надо найти, приобрести, привезти.

Параллельно ведется работа по поиску единомышленников, кто реально может помочь в восстановлении раритета.

Откликнулись неравнодушные люди, музей истории ГАЗ (г. Нижний Новгород), руководство ООО "Автозавод "ГАЗ" Нижний Новгород, за что мы им очень благодарны! Совместными усилиями нам удастся воссоздать легендарный грузовик.

Из истории ГАЗ-АА

29 января 2024 года исполнилось 92 года с момента начала выпуска в Нижнем Новгороде первого серийного советского грузовика - НАЗ-АА. Спустя девять месяцев Нижний Новгород был переименован в Горький. Тогда-то название НАЗ и было заменено на более привычное – ГАЗ-АА. Обладая грузоподъемностью в 1,5 тоны, машина очень скоро получила прозвище – «Полуторка», под которым и осталась в народной памяти.

Выбор Нижнего Новгорода в качестве места строительства нового автозавода, гигантского по тогдашним масштабам, был сделан неслучайно. В качестве альтернативы назывались Москва, Ленинград, Ярославль, а также некоторые другие города. Каждое из этих мест имело определенные преимущества.

     Но в комплексе они были сконцентрированы только в Нижнем Новгороде: здесь имелась достаточно развитая металлообрабатывающая промышленность и квалифицированные кадры, лесные и водные ресурсы; можно было также обеспечить дешевую перевозку полуфабрикатов и готовой продукции.

Кроме того, именно этот город уже тогда являлся крупным железнодорожным узлом, находящимся к тому же при слиянии двух судоходных рек — Волги и Оки.

В СССР шла первая пятилетка (1928-1932). Страна приняла план стремительного развития всех сфер жизни общества и создания мощной индустриальной державы. Строилось и развивалось свыше 1500 различных промышленных и производственных объектов по всей стране. Для выполнения этой масштабной и амбициозной задачи требовалась большая масса грузовых автомобилей всех типов, «рабочих лошадок» стремительной индустриализации.

Советские специалисты в тот период еще не имели опыта автомобилестроения, особенно крупномасштабного. Поэтому было решено обратиться к частным фирмам США, куда 31 мая 1929 года и выехала правительственная комиссия. Выбор пал на компанию Форда. В то время в автомобильном мире не существовало фигуры более известной, чем Генри Форд, заводы которого выпускали в 1922 году каждый второй автомобиль на планете.

(Продолжение следует...)