Платочные истории

Самым популярным головным убором всех женщин в конце XІX – начале XX вв. был платок.

У каждой сибирской крестьянки хранились, использовались и постоянно, при удобном случае, пополнялись целые коллекции платков самого разного назначения, размера и качества. Это лишний раз свидетельствовало о стремлении окружить себя, наполнить жизнь красотой доступными способами, например, создавая свой гардероб. Его древней формой являлся отрез домотканого полотна, поверхность которого могла быть украшена набивным рисунком. Набивное дело известно на Руси с древних времён. В XIX — начале XX века набойка имела наибольшее распространение в центральных и северных губерниях России. Во многих уездных городах, в деревнях работали домашние набивные мастерские, ориентирующиеся на запросы крестьянского и мещанского сословий. В это же время развивались набоечные промыслы, которыми занимались крестьяне в свободное от полевых работ время.

Из набивных тканей изготавливали не только предметы одежды,  полотенца, скатерти, разного рода занавеси  и платки. Распространённым видом была кубовая набойка - это старинный способ крашения ткани при помощи раствора индиго. По одной из версий, свое название в русской традиции она получила от названия тарной меры импортного красителя, для удобства транспортировки спрессованного в плитки кубической формы.

На холщовую ткань набивной доской с рельефным металлическим узором предварительно наносился защитный слой вапы — смеси глины, купороса и клейкого вещества, затем она опускалась в куб — ёмкость с краской, полученной из растительного красителя индиго. После полоскания в проточной воде вапа вымывалась, а на синем фоне оставался белый узор, представлявший собой, как правило, простые вариации геометрических и растительных мотивов.

Для их создания нужна практически ювелирная точность: манеры вырезались из твердых пород дерева, а мелкие элементы формировались из кусочков латунной проволоки. Одна манера могла содержать до десяти тысяч таких проволочек, а для сложных многоцветных рисунков могло потребоваться 5-7 манер. Вот и получается, что набивной платок – не такая уж простая штука, и неудивительно, что он был желанным подарком для женщин в любом возрасте

"После того как ткань достается из куба, она на воздухе меняет цвет, например, становясь из зеленой синей. Для красителя окислителем будет кислород, дополнительных средств для закрепления краски не требуется.

Сохранились старинные названия платков. Так, ярко-красные назывались французскими, заграничными, александрийскими, а с бледнокоричневым фоном — дымовыми и глинистыми. К платкам относились бережно, передавали их по наследству от матери к дочери или от свекрови к невестке..