Курильница

В археологических коллекциях наибольший интерес представляют предметы, связанные с ритуалами магических культов. Человек так устроен, что его притягивает всё сверхъестественное, не до конца понятное – что делали с этим предметом наши предки?

Курильницы в курганах раннего железного века саргатской культуры, которая в VI в до н.э. - V в. н.э. охватывала огромную территорию лесостепной зоны Западной Сибири – от Приобья на востоке, до Уральских гор на западе, представляют именно такие магические предметы. Один такой экспонат находится в Омском государственном историко-культурном музее-заповеднике «Старина Сибирская». И хотя место находки неизвестно, очевидно, что она попала в музей после археологических раскопок одного из погребальных комплексов.

 

Окуривание в обрядах уходит в далекое прошлое человека, в то время, когда он начал использовать огонь. Вера в сверхъестественное происхождение, в силу пламени наделяло любой связанный с ним обряд таинством, магией. В раннем железном веке обряд окуривания получил четкую регламентацию, назначение и технологию проведения. Можно предположить, как это происходило. Исполнители (жрецы) в небольшом закрытом пространстве ставили на каменную подставку плоскодонный сосуд, заполненный углями, в который помещалась курильница – специальная глиняная ёмкость небольшого объёма. В нее бросались вещества, в том числе, вероятно, выделяющие при нагревании и тлении галлюциногены. Во время действа или после проведения обряда увиденное в трансе определенным образом трактовалось. В Сибири для сжигания в курильницах использовали багульник, можжевельник, полынь, чабрец, дурман, белену, красавку, красный мухомор и пр. Погрузившись в транс, жрецы выступали посредниками между миром живых и миром духов, у последних они могли спросить совета, с их помощью растолковать знамение, событие, которое может повлиять на жизнь народа.

География распространения курильниц у кочевых народов Евразии в раннем железном веке (VI в до н.э. - V в. н.э.) достаточно обширна – от берегов Каспийского моря до степей Монголии.

 

Сергей Филиппович Татауров, к.и.н., старший научный сотрудник отдела культурного наследия.